Выдержка из работы:
Введение
Актуальность исследования. Современная педагогика и психология подчеркивает существенную роль гуманитарного образования, в котором важное место принадлежит литературе и особенно поэзии в развитии личности дошкольников. Поэзия становится одним из культурных средств, при помощи которого дети учатся выражать свои переживания.
Поэтические произведения — важные средства формирования личности ребенка и развития речи, средство эстетического и нравственного воспитания детей. Поэзия влияет на формирование нравственных чувств и оценок, норм поведения, на воспитание эстетического восприятия и эстетических чувств.
Поэтические произведения способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка, обогащают словарный запас новыми словами, поэтической лексикой, образными выражениями. Поэзия помогает ребенку изложить свое отношение к прослушанному, используя готовые языковые формы.
Степень разработанности проблемы. Роль художественной литературы во всестороннем вос¬питании детей раскрывается в работах Е.А. Флериной, М.М. Кониной, Н.С. Карпинской. Особенности восприятия художественной литературы дошкольниками — в работах А. В. Запорожца, Е.А. Флериной, Т.А. Репиной, Л.Я. Панкратовой, Л.М. Гурович.
Глава 1. Теоретический аспект проблемы приобщения дошкольников к русской поэзии
1.1 Поэзия как средство воспитания детей и развития их речи
Значимость вопросов развития и воспитания детей в дошкольном возрасте признается всеми исследователями в данной области, поскольку дошкольный возраст является тем периодом, когда ребенок активно осваивает социальные нормы, что к окончанию старшего дошкольного возраста приводит к формировании позиции школьника, а также активно развиваются его психические процессы, обеспечивая готовность к школьному обучению. Вот почему проблема средств воспитания и речевого развития старших дошкольников столь значима. Одним из эффективных средств, позволяющих решить данную проблему, является поэзия.
Вот что писал о силе слова К.Д. Ушинский: «Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, но пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова. Оно объясняет ему природу, как не мог бы объяснить ее ни один естествоиспытатель, оно знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом, среди которого он живет, с его историей и стремлениями, как не мог бы познакомить ни один историк; оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик; оно, наконец, дает такие логические понятия и философские воззрения, которых, конечно, не мог бы сообщить ребенку ни один философ» . В этих словах великого педагога указан не только ожидаемый результат усвоения родного языка, но и метод его изучения: доверие «языку-учителю», который «не только учит многому, но и учит удивительно легко, по какому-то недосягаемо облегчающему методу».